Форум » Обсудим » Право лизинга в залог » Ответить

Право лизинга в залог

Kikinda: Какой бы опыт не был у оценщика, все равно найдется то, в чем он не разбирается. Ко мне обратился давний оценочный друг с очень сложным вопросом. Может кто то нам поможет? Объект залога - права лизинга. В лизинг были передано около 200 автобусов. В договоре лизинга написано "Лизингополучатель может отдать в залог права лизинга." Договор лизинга - 200 млн. Права лизинга ПО ОБОЮДНОЙ ОЦЕНКЕ СТОРОН закладываются за 40 млн. Банк хочет проводить реализацию. Лично у меня ступор. Как может быть так, что договор лизинга 200 млн, а право лизинга 40 млн? Я предположила, что это связано с дотациями государства или чем то подобным. Как и что оценивать?

Ответов - 21, стр: 1 2 All

Карцев Павел: Это связано с тем, что имущество обременено обязательствами. У такого имущества есть несколько сумм: стоимость приобретения, стоимость по договору лизинга, сумма лизинговых платежей, выкупная стоимость. Если 200 млн. имеется в виду стоимость имущества по договору, то необходимо учитывать обременения. Потенциальный новый собственник не может просто та расторгнуть договор лизинга, изъять имущество и продать его. Он будет вместо лизинговой компании получать лизинговые платежи. Оставшиеся. Т.е. часть лизинговых платежей уже может быть получена. Зачастую первое платежи самые большие, соответственно на момент реализации остаток может быть знаительно меньше, чем просто пропорциональн оставшемуся и общему сроку лизинга. Плюс необходимо учитывать расходы на почение данных платежей, т.е. необходим как минимум человек, который будет выставлять счета, контролировать платежи, при необходимости изымать имущество и т.д., т.е. помимо доходов в виде оставшихся платежей по договору есть еще и некоторые операционные или управленческие расходы. Какие - надо выяснять из договора. ННа лизингодателе может быть обязательство по страхованию. Если имущество учитывается на балансе лизингодателя, то еще и налог на имущество. Оценивать - дисконтирование денежных потоков.

Kornilov: А это разве не простая переуступка права требования? Тело долга (200 млн) вернеться так и сяк, а ПП (банковские проценты) во столько (40 млн) и оценили высокодоваривающиеся стороны. А? Обычно, как и при получение кредита, лизингополучатель готовит пакет документов, в который входит технико-экономическое обоснование. В нем расписан кэшфлоу. Надо добыть это ТЭО и тогда многое станет ясно.

Мисовец: Ну, я бы спросил у заказчика, что именно купили за 40 лимнов: право получать платежи, оплаченную часть стоимости имущества, или нечто иное.


Yri G: Да, как-то не очень часто встречающаяся ситуация, обычно в качестве залогодателя выступает лизингодатель (законом о лизинге предусматривается возможность передачи лизингового оборудования в залог лизингодателем, поскольку он является собственником имущества (статья 14)), а здесь ситуация обратная. Лизинг - аренда имущества с правом или без права выкупа. Согласно ГК залогодателем может быть собственник или лицо имеющее право хозяйственного ведения. Лизингодатель имеет права собственности до момента полной оплаты вещи, таким образом, залог возможен и возможна его денежная оценка. А вот лизингополучатель не может быть залогодателем имущества лизинга, поскольку не обладает ни правом собственности или хозяйственного ведения на имущество. То есть, у лизингополучателя есть право пользования лизинговым имуществом на определенных договором условиях, при добросовестном исполнении своих обязательств лизингополучателя – по существу оцениваем право аренды имущества, а не само имущество. Надо смотреть также в договоре лизинга обязательно есть ли там право выкупа имущества и на каких условиях, скорее всего нет, раз суммы так различаются, в общем это вопрос скорее всего юридический, а не экономический, надо думать

Рогова Анна: Моя попытка получить консультацию по данному вопросу: Сразу вопрос возник - что такое "права лизинга". Откуда он пошло и что оно в данном контексте означает? Цепочка: Банк – Лизинговая компания (лизингодатель) – Лизингополучатель Лизингодатель купил Лизингополучателю технику и передал ему ее. Лизингодатель получил права собственности на эту технику и право получать платежи. Лизингополучатель получил право использовать актив и получил обязательства: платить лизинговые платежи и другие (страховка, ремонт и проч.) Лизинговая компания (лизингодатель) может приобретать технику для Лизингополучателя либо на собственные средства либо на заемные (кредитные) полученные в Банке. Во втором случае Лизингодатель берет кредит у Банка, а в залог оставляет право собственности на технику, которое он получил у Лизингополучателя. Вот вроде общая схема. И теперь еще доп. вопросы, для того чтобы получить полную консультацию. В договоре лизинга действительно написано «лизингополучатель может отдать в залог права лизинга»? Схема отражает ситуацию с автобусами? Пока писала ответ, появилось сообщение Yri G. Кажется мы об одном.

Kikinda: Я поняла, что при реализации права, платежи по лизингу начинает получать другая компания. Поэтому тут надо оценивать не имущество, а "ликвидность". Если компания регулярно платит платежи по лизингу, то будет и платить другой компании. Если компания не платит, то надо решать а можно ли вообще тогда эти права продавать? Предлагаю оценивать как денежный поток с оценкой вероятности его получения.

Yri G: Немного подправлюсь. ст.14 Фз О лизинге, в действующей редации ФЗ исключена как противоречащая ГК, но сути дела это не меняет.

Карцев Павел: Тут как я понял, ситуация именно такая. Собственик - лизингодатель. Он взял кредит в банке под зхалог своих прав на имущество. Имущество при этом обременено обязательствами по договорам финансового лизинга. Пошла просрочка гашения кредита. Банк по согласованию с заемщиком (лизингодателем) продает данное имущество (или как тут говорится права по договорам лизинга, что одно то же) по согласованной цене в 40 млн. Т.е. оценку они уже сделали. Другой аспект, что лизингополучатель может быть неплатежеспособен (200 автобусов - это может быть какое-то муниципальное автопредприятие). Если это так, и просрочка по кредиту была связанна именно с неплатежами лизигополучателя, то очен срожно определить риски получения оставшихся платежей по договорам лизинга. В таком случае можно рассмотреть сценарий изъятия имущества из лизинга (это предусмотрено договорами в случае неплатежей) и его реализация. Оценка соответственно будет строится не на доходном подходе, а на сравнительном. Нужно только обязательно учесть затраты на изъятие имущества и его реализацию. При таком подходе сложность будет с определением ликвидности имущества или если угодно его внешнего износа (200 автобусов, особенно если это автобусы для городских перевозок реализовать чрезвычайно сложно, и будут они продаваться скорее всего частями в течение длительного периода времени). 2Корнилов. Тело долга не так и сяк вернется. Лизинодатель уже получил часть платежей по лизингу и отдавать их новому покупателю вместе с имуществом естетственно не будет, поэтому новому собственнику достанется только то, что еще не получено. 2Мисовец. Объект оценки, насколько я понимаю, права собственности на имущество. Но имущество обременено обязательствами по лизингу. Соответственно это при нормальном течение отношений по договорам лизинга - право получать оставшиеся платежи. Если пратежей нет, в случае если лизингополучатель нарушает свои обязательства, то это право изъять имущество и продать его.

Игорь Б.: Спасибо коллеги, за обсуждение, извините за позднее подключение (отсутствовал), так как вопрос разбирается мой . Договор залога прав - предметом залога являются все имущественные права Залогодателя (далее по тексту "Предмет залога") по договорам финансовой аренды(лизинга). Залогодатель -он же Лизингодатель. Предметом залога обеспечивается исполнение обязательств Лизингодателя, возникших на основании договора об открытии невозобновляемой кредитной линии. Рогова Анна пишет: В договоре лизинга действительно написано «лизингополучатель может отдать в залог права лизинга»? да, такое условие есть Карцев Павел пишет: лизингополучатель может быть неплатежеспособен так и есть. Банкротят Лизингодателя, и Лизингополучателя тоже.

Карцев Павел: Ну если и лизингополучатель банкрот, то тогда оценивайте автобусы. Поскольку объектом оценки являются все прав, т.е. все 200 автобусов сразу , то, как я писал выше, учтите возможность их реализации, а также расходы на изъятие у лизингополучателя, перерегистрацию, маркетинг и саму продажу.

Kikinda: Карцев Павел Меня смущает только тот факт, что автобусы городские. Весь город останется без транспортного обеспечения? Я думаю, что такое невозможно. Получается, что будет платить либо город, либо федеральный бюджет. Как этот факт можно учесть?

Иван Б.: Kikinda пишет: Меня смущает только тот факт, что автобусы городские. Весь город останется без транспортного обеспечения? Я думаю, что такое невозможно. Получается, что будет платить либо город, либо федеральный бюджет. Как этот факт можно учесть? Вопрос обретает уже политическую окраску тогда надо смотреть кто был поручителем по кредиту... Все таки не совсем понятен объект оценки... как то все в одной куче: и автобусы... и права... А в случае реализации, если кинуть клич по всей стране, то 200 городских автобусов большая, но перевариваемая цифра: 1) [url=http://russia.irr.ru/cars/commercial/buses/search/bustype=2181493653/offertype=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%BC/currency=RUR/]Из рук в руки[/url] - всего б/у автобусов в продаже - 4300 шт; городских - 400 2) Авто.Ру - всего б/у автобусов в продаже - более 1000 шт; городских - 370

Kikinda: Иван Б. Обвалят рынок. Такое количество автобусов реализовать невозможно. Да и вряд ли останется город без автобусов. Это будет либо новое транспортное предприятие, либо вопрос урегулируют.

Доцент: Если предприятия банкротят, то ожидаеться смена собственника. Естественно эти автобусы на сторону не уйдут.

avg: Kikinda пишет: Обвалят рынок. Ну таких оценок много. Когда оценивается имущество какого-то завода с несколькими тысячами станком, тогда тоже можно сказать, что если все это богатство вывезти на рынок, то продать можно только по цене лома.

andrey: Признаюсь! Два раза писал и два раза стирал написанное. Пришел к выводу, что СП минус затраты не катит, оценка в лом тоже не катит (обвал рынка). А вот именно рынок в этом случае и нужно ТЩАТЕЛЬНО исследовать. Без НЭИ не обойтись, т.к. 200 ТС в обычный срок экспозиции нельзя реализовать (во всяком случае в регионе далее от МКАДа), для этого оценщик и нужен банку, чтоб определить наиболее вероятный НЭИ. А далее дело техники.

Карцев Павел: В том то и дело. Нужно тщательно проанализировать сценарии, что может быть с этими автобусами. Либо за них могут платить по лизингу (за счет своих средств либо с использованием полученного из бюджета кредита), либо их продавать небольшими партиями в течение длительного периода времени, либо их может купить отпом то же бюджет и отдать на баланс нового предприятия. В любом случае, вы правы, скорее всего вопрос будет урегулироваться с привлечением местной и региональной власти. Но поскольку все будут рассчитыывать на скидки, то, как ни крути, все варианты должны дать более-менее одинаковый результат при адекватном учете ристов (или временных интервалов) того или иного сценария, который будет давать достаточно большую скидку по сравнению с нормальной ситуацией. Оценщик может помочь найти баланс в данной ситуации. А для этого как раз и надо расписать все возможные сценарии, посмотреть все за и против, посмотреть, как такие ситуации решались на рынке ранее. Потом прийти к заказчику (я так понимаю, это банк), обсудить по какому сценарию они могут и хотят пойти.

Дмитрий: На днях по ТВ показывали сюжет. Местный автопарк не выиграл конкурс на обслуживание городских маршрутов. И все. Автобусов не стало. Выиграли фирмы из других регионов и мелкие. У авто парка автобысу никто не купил. Привозит из разных мест, по помойкам собирают, сами делают. А автопарк со своими автобусами не кому не нужный.

Иван Б.: ТО что город не останется без автобусов - это точно, но это уже вопрос политический и к рыночной стоимости имеет косвенное отношение. ИМХО Обзор рынка автобусов: 1) Объемы продаж автобусов в России по итогам 2008 года сократились в целом на 30% и составили 64,4 тысячи автобусов 2) Производство автобусов в январе-октябре 2009 года сократилось на 55% – до 26 тыс. единиц -т.е. в годовом исчислении 32 000 шт. автобусов 3) На из рук в руки по России продается единовременно порядка 400 Б/У городских автобусов, при общей численности Б/У - 4300 шт. автобусов в продаже Кто как думает обвалят 200 Б/У городских автобусов рынок или нет? Да в кризис потребность в приобретении Б/У в автобусов минимальна, но если продумать маркетинговую стратегию и не торопиться... (с горизонтом полгода) пообщаться с лизингоывми компаниями на предмет сотрудничества по Б/У автобусам.. З.Ы. Сталкивался как-то с продажей автопарка, правда в Москве и до кризиса, более 500 единиц техники (автобусы, грузовики и т.д.)... и ничего за полгода все разошлось по рыночной стоимости... Даже просчитывался вариант продажи как бизнеса (чтоб подороже) - автопарк, не получилось, реалистичнее было продавать поотдельности...

Карцев Павел: Сейчас немноо ситуация другая. Партия в 200 штук уйти може но дисконт от рыночной стоимости (точнее от стоимости единичных автобусов) будет порядка 50%.

andrey: Карцев Павел Я рад, что Вы меня поняли! Вот и Ваш пример говорит о том: Карцев Павел пишет: Сейчас немноо ситуация другая. Партия в 200 штук уйти може но дисконт от рыночной стоимости (точнее от стоимости единичных автобусов) будет порядка 50%. А дробленая партия (пример моей области: Областной город - Луганск (около 500 тыс. чел), города областного подчинения (деловая активность не менее областного центра)- 4 штуки, плюс несколько около-стотысячников районного значения - разверуться есть где в границах области А ГОРОД не купит весь объем без значительного дисконта - смысла нет, т.к. город работает - ему свою прибыль отбивать нужно. Прикидывал поток от 200 автобусов на свой город - покрывает месячную потребность по основным транспортным потокам, без учета простоев, ремонтов и т.д.



полная версия страницы